• Главная
  • /
  • Новости
  • /
  • Центр подготовки CDTO: цифровая трансформация госуправления реализуется в интересах граждан

Центр подготовки CDTO: цифровая трансформация госуправления реализуется в интересах граждан

В ходе двух экспертных дискуссий на Гайдаровском форуме Центр представил новый аналитический доклад «Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить» (https://strategy.cdto.ranepa.ru/) и первые результаты совместного исследования с компанией «Google, Россия» о преодолении последствий COVID-19.

В первой секции «Инструменты стратегии в цифровой трансформации» приняли участие заместитель министра спорта РФ Андрей Сельский, директор проектов Сбербанка Александр Ожаровский, директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты Михаил Петров, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, генеральный директор Центра перспективных управленческих решений Мария Шклярук

Мария Шклярук, один из авторов и редакторов доклада, выделила основные тренды в цифровизации на 2021 год. По ее мнению, за прошлый год были сформированы основные ориентиры того, что будет меняться в госуправлении. «Перевод суперсервиса, госуслуг в онлайн — это один и приоритетов. Второй приоритет — внедрение ИИ в госорганы и предоставление госорганами дата-сетов для разработчиков. Я думаю, это будет главный флаг текущего года. Третий приоритет — большое внимание к обратной связи от жителей, что мы видим при запуске центров управления в регионах, платформ обратной связи: это изменение процесса работы с обращениями граждан», — считает Мария Шклярук.
При разработке цифровой стратегии прежде всего важно учитывать цифровую зрелость ведомства, организации. Оценка цифровой зрелости — это многоуровневое исследование организации, которое позволяет оценить потенциал ее роста, выявить зоны развития и разработать индивидуальную стратегию цифровой трансформации.

В 2019 году АНО «Центр перспективных управленческих решений» совместно с экспертами Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС подготовил расширенное описание треков и уровней зрелости госорганов для цифровой трансформации. В 2020 году оценку цифровой зрелости прошли все 27 департаментов Счетной палаты, 100% руководящего состава; 966 сотрудников (более 95%).

«Вместе со Счетной палатой РФ мы делали проект по оценке цифровой зрелости, — рассказала Мария Шклярук. — И по этому опыту могу сказать, что главный момент — это работа с людьми. Мы специально проводили встречи с каждым департаментом и объясняли, что нужно показывать объективную картину, что не стоит упоминать те технологии, с которыми вы недостаточно знакомы. На старте крайне важно понимать реальный уровень».

Директор проектов Сбербанка Александр Ожаровский, автор раздела «Анатомия стратегии», рассказал о том, как сформировать работающую стратегию: «Любая стратегия должна быть полной с точки зрения девяти компонентов: фокус рассмотрения; контекст; текущее состояние; целевое состояние; разрыв между текущим и целевым состоянием; естественное будущее; решение; критерии и ограничения; заинтересованные стороны», и эти компоненты не должны противоречить друг другу. Системный подход, критическое мышление, клиентоцентричность — залог успеха при создании любой стратегии.

Пример разработки стратегии цифровой трансформации привел заместитель министра спорта РФ Андрей Сельский: «Когда мы начали формировать стратегию цифровой трансформации Минспорта, то нам необходимо было понять состояние As Is во всех регионах. Для этого мы в конце прошлого года провели анкетирование региональных министерств физической культуры и спорта. В результате мы получили скоринги по 43 показателям и смогли определить приоритетные направления работы».

Андрей Сельский добавил, что эффект низкой базы способен дать радикальные цифроизменения не только в спорте, но и в любой отрасли. Если начальные процессы выстроены на бумаге, то даже базовая цифровизация способна довольно сильно изменить картину.

Директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ Михаил Петров подчеркнул, что процесс трансформации затрагивает всю организацию, в которой очень много различных центров влияния, групп интересов, которые зачастую борются между собой. Для того чтобы документ под названием «Стратегия цифровой трансформации» был рабочим, необходимо выявить и зафиксировать основные интересы всех групп влияния в организации, сбалансировать их и предложить тот инструментарий, который удовлетворит большинство заинтересованных лиц. «Кроме того, очень важно изучить опыт аналогичных организаций, попытаться предсказать, как будет изменяться деятельность вашей организации при применении в ней (или в окружающем ее мире) тех или иных технологий, сформировать „образ будущего“ и систему управления изменениями, которая будет отслеживать прогресс на пути и вносить коррективы, в том числе, может быть, в „образ будущего“. Тогда стратегия станет живым рабочим инструментом, ориентиром для работы всей организации, движение к которому будет поддержано».

К обсуждению приоритетов цифровизации во время секции «Цифровая трансформация госуправления: нужна ли нам стратегия» присоединились глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Качанов и директор по взаимодействию с органами власти «Google, Россия» Марина Жунич.

Олег Качанов отметил, что в настоящее время перед руководителями цифровой трансформации стоит цель перевести массовые социально-значимые государственные и муниципальные услуги в электронный формат. «В приоритете стоят четыре сквозных проекта: перевод государственных услуг в электронный вид, цифровизация контрольно-надзорной деятельности, внедрение и развитие платформы обратной связи и центров управления регионами, а также обеспечение оперативной информацией Центра национальных проектов и оперативного управления регионом на основе данных», — пояснил замминистра.

Он напомнил, что Министерство цифрового развития совместно с РАНХиГС обеспечивают подготовку руководителей цифровой трансформации (РЦТ) и их команд, координацию и методическую поддержку цифровой трансформации, а РЦТ ФОИВ обеспечат координацию и методическую поддержку по своим отраслевым сегментам, в том числе на региональном уровне. Одной из ключевых функций Министерства цифрового развития России станет оценка результативности РЦТ и цифровой зрелости в таких отраслях, как здравоохранение, образование, государственное управление, ЖКХ и транспорт.

Глава Якутии Айсен Николаев остановился на плюсах цифровой трансформации. В частности, благодаря цифровизации жители труднодоступных поселений имеют возможность оперативно получать необходимую помощь.

«Цифровая трансформация для Якутии абсолютно необходима, она позволяет преодолеть исторически сложившиеся транспортное и природное неравенства. Якутия сегодня является лидером Дальнего Востока в ИТ-технологиях, благодаря цифровой трансформации люди имеют возможность работать в ведущих ИТ-компаниях Якутии, получать достойную заработную плату и участвовать в реализации стратегических планов», — подчеркнул глава республики.

Марина Жунич, директор компании «Google, Россия» по взаимодействию с органами власти, продолжила дискуссию о цифровой трансформации с позиции бизнеса. В конце 2020 года компания совместно с Центром подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС и АНО «Центр перспективных управленческих решений» провела исследование о преодолении последствий COVID-19, которые во многом стали драйвером цифровой трансформации. Более 500 опрошенных отметили, что пандемия ускорила цифровую трансформацию неэффективных процессов.

Марина Жунич подчеркнула, что основные преимущества цифровой трансформации, с точки зрения отечественного бизнеса, это повышение эффективности существующих процессов и контроля над ними, создание новых платформенных решений для взаимодействия с клиентами и выход на новые рынки. «Мы видим, что пандемия ускорила процессы цифровой трансформации в госсекторе и бизнесе. Так, по данным нашего исследования, более 50% представителей бизнеса отмечают, что пандемия способствовала цифровизации их компаний. Вместе с этим мы в Google наблюдаем и рост интереса к получению цифровых навыков онлайн среди граждан на примере образовательных продуктов, разработанных для российского рынка».

Эксперт также отметила, что страх потерять себя на рынке труда подталкивает жителей России к тому, чтобы осваивать новые профессии и получать дополнительные навыки. За время пандемии 19% опрошенных прошли онлайн-курсы, 10% — получили дополнительное образование или освоили новую профессию.
            
Другие новости

Инвестиционные команды со всей России начали обучение по программе ВШГУ Президентской академии

17.04.2024

Слушатели программы «Школа мэров» перенимают опыт муниципалитетов Кузбасса

11.04.2024

Финалисты премии «Служение» проходят обучение в Президентской академии

08.04.2024

В Президентской академии стартовала образовательная программа «Лидеры изменений Югры 4.0»

03.04.2024

Стартовал очередной образовательный модуль «Школы мэров»

29.03.2024

Приглашаем вас принять участие в серии открытых вебинаров "Клиентоцентричность в госуправлении: вызовы и решения"

22.03.2024

Началось обучение 2 международного потока программы «Мастер государственного управления – для руководителей» для граждан из стран СНГ

19.03.2024

Участники стратегического уровня Программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования защитили проекты

13.03.2024

V юбилейная Международная научно-практическая конференция «Личность в системах управления»

11.03.2024

ВШГУ подготовит инвестиционные региональные команды

07.03.2024

НТР уходит в регионы

05.02.2024

Нижний Новгород принимает «Школу мэров»

02.02.2024

В 11 регионах создадут центры обучения по сокращению сроков запуска инвестпроектов

30.01.2024

Второй модуль «Школы мэров», посвященный операционной и командной эффективности, прошел на Сахалине и в Хабаровске

30.01.2024

В Томске обсудили вопросы непрерывного образования

23.01.2024

Президентская академия представила комплекс мер по формированию муниципального кадрового резерва

16.01.2024

Служение как высшая ценность: участники форума «Малая Родина — сила России» обсудили значимость муниципального уровня власти

15.01.2024

Итоги форума «Клиентоцентричность в государственном управлении» — Государство для людей

25.12.2023

В Президентской академии подвели итоги федерального проекта по клиентоцентричности за 2023 год

22.12.2023

В Президентской академии пройдет крупнейший форум по теме клиентоцентричности

20.12.2023