- /
- /
- Каким будет цифровое образование в 2023 году? Рассказывает директор Центра современных технологий обучения и онлайн-ресурсов ВШГУ Татьяна Лаврова
Каким будет цифровое образование в 2023 году? Рассказывает директор Центра современных технологий обучения и онлайн-ресурсов ВШГУ Татьяна Лаврова

Цифровые инструменты в обучении сегодня используются повсюду. Использование программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удаленно, так и непосредственно в школе или вузе – неотъемлемая часть образовательного процесса. Мы поговорили с директором Центра современных технологий обучения и онлайн-ресурсов Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Татьяной Лавровой о том, какие цифровые технологии двигают сферу образования вперед и как оценивать успехи слушателей.
– Центр занимается разработкой электронного контента и сопровождением обучения с применением различных цифровых продуктов. При этом одна из задач, над которой работает ВШГУ РАНХиГС – создание и развитие собственной цифровой экосистемы обучения госслужащих – очень амбициозная. Расскажите, на каком этапе она сейчас находится?
Татьяна Лаврова (далее – Т.Л.): Высшая школа государственного управления в 2019 году разработала и запустила собственную платформу для онлайн-обучения (платформа входит в реестр отечественного ПО – прим. редакции). Как вы уже отметили, мы занимаемся разработкой электронных курсов и сопровождаем образовательные программы ВШГУ РАНХиГС. Проще говоря, создаем для наших слушателей наряду с очным обучением цифровую среду, позволяющую обеспечивать комфортное обучение как дистанционно, так и очно. Пандемия показала: вопроса о том, использовать или нет цифровые технологии в образовании, уже нет на повестке дня.
– Какие сегодня Вы наблюдаете тренды на российском EdTech-рынке?
Т.Л.: Из-за обилия контента человек не всегда может сориентироваться, что ему нужно на данный момент. Мы этот вопрос решаем через внедрение личностно-профессиональной диагностики на программах ВШГУ РАНХиГС. Во-первых, слушатель больше узнает про себя, свои сильные и слабые стороны, четче формулирует собственные интересы, во-вторых, получает рекомендации от экспертов с вариантами развития индивидуальной образовательной траектории. Персонализация обучения – одна из ключевых тенденций.
Другой тренд – развитие цифровых платформ с опорой на клиентский опыт. Чем понятнее и удобнее система по отношению к пользователю, тем выше шанс, что человек останется в цифровой среде и будет постоянно искать новые знания.
– Когда обучение проходит в аудитории, лектор или эксперт могут в режиме реального времени наблюдать за реакцией слушателей, вовлекать зал в обсуждения. Как можно оценить вовлеченность, успешность в дистанционном обучении?
Т.Л.: Каждый слушатель, зарегистрированный на платформе ВШГУ РАНХиГС, получает цифровой профиль. Далее мы собираем расширенную аналитику по итогу обучения, по уровню освоения знаний. Также слушатели активно оставляют обратную связь, на основе которой мы дорабатываем как курсы, так и непосредственно систему обучения.
– Можете назвать топ-3 технологий, которые оказывают наибольшее влияние на сферу образования?
Т.Л.: Применение технологий искусственного интеллекта (ИИ), технологии дополненной, виртуальной и расширенной реальности и, пожалуй, современные видеотехнологии. EdTech-рынок в России развивается динамично, игрокам важно работать над качеством продукта и сервиса. Растущая конкуренция за использование передовых технологий – отличный стимул для создания новых продуктов команд.